8 (84722) 3-48-61, г. Элиста, ул. Пушкина, д.1, e-mail: sananlib@mail.ru
Режим работы: c 9-19 часов, сб-выходной. Воскресенье: с 10.00 до 18.00. Подробнее...

125 лет со дня рождения незрячего тифлопедагога Сверлова Владимира Сергеевича

Дата создания:
17:59
125 лет со дня рождения незрячего тифлопедагога Сверлова Владимира Сергеевича

12 апреля 2023 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Сверлова (1898–1972), тифлопедагога, доктора педагогических наук, профессора, внесшего значительный вклад в создание первых методик преподавания учебных дисциплин общеобразовательного цикла в ленинградской школе слепых и слабовидящих.

В семилетнем возрасте Владимир потерял зрение в результате атрофии зрительных нервов. Несмотря на это, мальчик успешно учился в частной гимназии наравне со зрячими детьми, а затем в вечерней школе.

Его педагогическая деятельность началась с Ленинградской школы для слепых детей,  где он преподавал географию. Чтобы вызвать интерес у учащихся молодой педагог в процессе обучения активно использовал изготовленные им наглядные и учебные пособия, в том числе различные варианты рельефных карт и глобусов. Также им был изготовлен чертежный прибор для слепых. Так, он изготовил вручную глобус для незрячих детей. Когда-то он был обычным школьным глобусом, но умелые руки мастера сделали его тактильным: наклеили на его поверхность реки и границы материков из суровой нитки, гвоздиками отметили крупные города, покрыли лаком. Также Владимир Сергеевич изобрел теллурий для слепых – устройство для демонстрации годового движения Земли и смены дня и ночи.

В начале Великой Отечественной войны Владимир Сергеевич был эвакуирован в Иркутск, где до августа 1945 г. работал заведующим учебной частью и преподавателем школы для слепых детей. Большое внимание он уделял работе с потерявшими зрение фронтовиками, о чём рассказал в статье «Опыт обслуживания слепых в тыловом госпитале», напечатанной в газете «Медицинский работник» от 30 марта 1945 г.

Актуальными проблемами в жизни инвалидов по зрению в послевоенные годы были трудоустройство и обучение брайлевской грамоте. Но существовала ещё одна, не менее важная проблема – ориентировка слепых в пространстве. В результате боевых ранений лишилось зрения около 21 тысячи человек. Немало было случаев потери зрения подростками, подорвавшихся на минах и снарядах. Тифлопедагоги, воспитатели, реабилитологи, персонал госпиталей для инвалидов Отечественной войны, которые непосредственно занимались восстановлением трудоспособности слепых, нуждались в рекомендациях – как помочь потерявшим зрение вновь стать самостоятельными людьми. Этой проблемой и занялся В.С. Сверлов. Детально разработанная тема об ориентировке незрячих в пространстве была представлена учёному Совету Института дефектологии СССР, и в 1955 г. ученому присвоена степень доктора педагогических наук и звание профессора (1961 г.).

В.С. Сверлов – автор более 70 научных трудов, посвящённых широкому кругу вопросов жизни и деятельности слепых. «Характерной особенностью его исследований, писала доктор педагогических наук Мария Ивановна Земцова, – является оптимизм в подходе к пониманию потенциальных возможностей развития способностей незрячих, постоянное стремление постигать новое в науке и использовать его для улучшения жизни и труда людей».

844
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...